На шоссе с билетом

На Урале начали продавать "проездные" крупным грузоперевозчикам. Первый офис открылся в Екатеринбурге, еще 14 центров обслуживания появятся на территории Уральского федерального округа к 15 ноября текущего года. С этого дня в России начнет работу автоматическая система взимания платы с грузовиков весом 12 и более тонн в счет возмещения вреда, причиняемого ими федеральным трассам, напоминает "Российская газета".

Автоматизированная система взимания платы, получившая название "Платон", вводится на основании федерального закона, принятого еще в апреле 2011 года. Собранные с ее помощью средства будут направляться в бюджет РФ, откуда поступят в Дорожный фонд, из которого финансируются все строительно-ремонтные работы на федеральных трассах.
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Дмитрия Прончатова, 56 процентов от общего размера вреда, причиняемого дорогам, приходится на долю транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн. Один грузовик наносит дорожному полотну такой же ущерб, как десятки тысяч легковушек. А ведь, по подсчетам Росавтодора, по российским дорогам передвигается около 1,7 миллиона 12-тонников отечественных компаний и еще 400 тысяч — иностранных.  Теперь владельцы фур должны будут возмещать урон.
— Важно понимать, что в основе этого проекта лежит принцип "пользователь платит", который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах, — поясняет Дмитрий Прончатов.
Система будет работать так: в кабине каждого грузовика устанавят датчик GPS, при помощи которого отслеживается передвижение машины. Для контроля транспорта на трассах поставят 480 стационарных и 180 мобильных камер, они будут держать "под прицелом" 50 тысяч километров федеральных дорог. Еще один элемент системы — программное обеспечение, которое позволит автоматически списывать деньги за проезд со счетов автовладельцев, исходя из пройденного их фурами расстояния. Всего на большегрузы установят порядка двух миллионов датчиков.
Есть и другой вариант оплаты: покупка специальной маршрутной карты. Он будет доступен предпринимателям, чьи машины лишь изредка перемещаются по федеральным дорогам.
— Мы готовы к запуску системы на федеральных трассах страны. Представители крупного бизнеса, владельцы 12-тонников в УрФО уже могут обращаться в Центр обслуживания пользователей в Екатеринбурге, — рассказал генеральный директор компании — федерального оператора "РТ-Инвест Транспортные системы" Александр Советников. — Сейчас идет регистрация в системе крупных грузоперевозчиков, на следующем этапе зарегистрируются остальные пользователи системы. С 15 октября 2015 года, за месяц до начала ее работы, будет открыто более 130 офисов в административных центрах и других крупных городах, а также в непосредственной близости от многосторонних приграничных пунктов пропуска.
Оператор системы предупреждает: перевозчикам не стоит рассчитывать на авось: автоматический контроль охватит все федеральные трассы, а штрафы за проезд без регистрации начнут автоматически начислять буквально с первого дня работы.
Их размер быстро отобьет желание "проскочить": до 50 тысяч рублей в первый раз и до миллиона — за повторное нарушение.
Арифметика в асфальте
Установленный сегодня тариф составляет 3,73 рубля за каждый километр федеральной дороги. Однако, по словам Дмитрия Прончатова, точка в дискуссии о его размере еще не поставлена.
— По просьбе бизнес-ассоциации перевозчиков правительство РФ планирует рассмотреть вопрос снижения платы, — отмечает он. — Сейчас обсуждается возможность установления платы в размере 3,06 рубля за километр.
По прогнозам, даже в случае снижения тарифа "Платон" будет пополнять бюджет не менее чем на 40 миллиардов рублей в год.
— В 2015 году объем средств, который Федеральное дорожное агентство тратит на строительство и эксплуатацию дорог, составляет около 500 миллиардов рублей. Прогнозируемый доход от введения автоматизированной системы сопоставим с объемом субсидий, который дополнительно выделен в этом году на региональные дороги — 69 миллиардов рублей. Это серьезные деньги, которые даже в нынешних сложных условиях позволяют не сокращать, а, наоборот, наращивать темп строительства и реконструкции, — поясняют актуальность проекта в Росавтодоре.
Тем временем в дорожном ведомстве признают:
нет никаких гарантий того, что средства, собранные с уральских перевозчиков, вернутся на ремонт свердловских трасс.
— Деньги расходуются по программам федерального дорожного фонда, — отмечает Дмитрий Прончатов. — Однако в октябре прошлого года президент РФ дал поручение рассмотреть возможность использования этих средств на финансирование проектов государственно-частного партнерства в области строительства и реконструкции дорог и инженерных сооружений в регионах. Сегодня мы разрабатываем методику отбора таких проектов. У субъектов Федерации будет возможность софинансирования как раз за счет дополнительных доходов, собираемых этой системой.
По словам министра транспорта и связи Свердловской области Александра Сидоренко, в первую очередь на софинансирование будут претендовать второй и третий пусковые участки Екатеринбургской кольцевой дороги.
— Эти проекты очень важны для региона: срединное транзитное кольцо Екатеринбурга очень сильно перегружено, — отмечает министр. — Мы считаем, что дополнительная возможность улучшения нашей транспортной системы за счет введения платы с 12-тонников — удачное решение.
Эксперты не исключают, что в отдаленной перспективе перечень плательщиков может быть расширен: скажем, по примеру ряда европейских стран возмещать ущерб обяжут транспортные средства с установленной массой от 3,5 тонны. Кроме того, утверждать собственный ценник за проезд фур могут разрешить и регионам — Государственная дума уже рассматривала такое предложение.
Ремонт оплатит покупатель
Авторы идеи прогнозируют, что после введения системы транспортные услуги подорожают на десять процентов. При этом, по словам Дмитрия Прончатова, проведенные исследования показывают: себестоимость товаров увеличится не более, чем на один процент. "Естественно, оплачивать все это будет конечный потребитель", — отмечает он.
Перевозчики не согласны с представителем Росавтодора. По их оценкам, выросшая транспортная составляющая в среднем "утяжелит" товар на 8-10 процентов, а по некоторым группам грузов и до 15. И это только один из спорных пунктов.
— Нас очень смущает тот факт, что федеральные дороги практически не имеют систем ограждения, — говорит руководитель уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Салаутин. — Это означает, что
выехать и заехать на трассу можно в любом месте, следовательно, будет масса возможностей обойти систему, ведь возле каждого перекрестка "рамку" не поставишь. Значит, кто-то будет платить, а кто-то — искать пути объезда.
Вызывает вопросы и техническая сторона дела. Например, хватит ли на все машины контрольных устройств, кто будет отвечать за правильность их настройки, сертифицированы ли эти приборы Росстандартом, наконец, как быть перевозчикам из глубинки, не имеющим доступа к Интернету и информации о нововведении. Четких ответов бизнес-сообщество пока не получило.
— В Германии аналогичную систему создавали пять лет. Притом что доступ на автобаны там регламентирован предельно четко: даже суслик на дорогу не выскочит, не то что фура. А мы хотим запустить ее за полтора месяца! — говорит Александр Салаутин.
АСМАП и другие профессиональные объединения считают, что перед стартом "Платон" необходимо тестировать не менее полугода, в течение которых нарушители получают не реальные штрафы, а информационные письма. В противном случае рынок транспортных услуг ждет целая волна банкротств..

Нет комментариев

    Оставить отзыв