Российские железные дороги не перестают без устали требовать дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Как не останавливаются на пути повышения тарифов на перевозки, причем как на грузовые, так и на пассажирские. После популистского по своей форме, но правильного по своей сути заявления председателя Владимира Путина о возможном ограничении роста тарифов естественных монополий в следующем году уровнем инфляции, РЖД сразу же заявили о необходимости дополнительного бюджетного финансирования.
Иначе, пригрозила возглавляемая Владимиром Якуниным компания, не видать вам, Владимир Владимирович, исполнения инвестпрограммы, новых вагонов и путей. Действительно, вместо того, чтобы оптимизировать свою деятельность, РЖД проще, как это бывало и раньше, взять денег у налогоплательщиков, а потом для них же еще и повысить тарифы. Между тем, эффективность ведения бизнеса Российскими железными дорогами оставляет желать лучшего.
Чистая прибыль Российских железных дорог по российским стандартам отчетности в 2010 году составила 78,5 млрд. рублей. Это в 5 раз больше, чем в 2009 году. Характерно, что по операционным показателям монополист продемонстрировал не столь эффектный рост: погрузка на сети РЖД выросла на 8,8%, грузооборот увеличился на 10%. Пассажирооборот же, напротив, снизился на 8,2%: поездами дальнего следования стали пользоваться на 2% меньше пассажиров, а пригородными электричками — аж на 27%.
Почему же компания продемонстрировала такие впечатляющие результаты по прибыли? Во многом здесь ей помогли тарифы, повышения которых железнодорожники добиваются год от года. И небезуспешно: тарифы растут в разы быстрее, чем экономика в целом.