Минпромторг хочет заставить подрядчиков государственных заказов – по строительству дорог, перевозке грузов и пассажиров, уборке улиц – использовать технику, произведенную в странах Таможенного союза. Компании, работающие в этом сегменте, считают такие ограничения преждевременными.
Запрет на закупку импортного оборудования для госзаказчиков был введен еще год назад. Теперь же Минпромторг подготовил проект постановления правительства, запрещающего нанимать для работы на госзаказах подрядчиков, использующих значительную часть импортной техники: грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, катки, автобусы, автокраны и уборочную спецтехнику. Проектов ГЧП данный документ не касается.
В соответствии с проектом документа, претендент на госзаказ с 2017 года должен иметь в своем парке не менее 10% техники, произведенной в странах Таможенного союза. Ежегодно эта доля будет увеличиваться и в 2021 году должна достигнуть 50%, сообщает газета «Ведомости». По мнению чиновников Минпромторга, эта мера будет стимулировать иностранных производителей к локализации производства техники в РФ.
Поскольку эта инициатива имеет статус проекта постановления, его детали, а также нюансы относительно того, как будет определяться доля отечественной и иностранной техники в парке подрядчика, видимо, и станут основными предметами торга при дальнейшем его согласовании и утверждении. Участники рынка дорожного строительства считают, что к реализации подобных инициатив надо подходить взвешенно и, прежде чем принимать окончательное решение, оценить возможности отечественной машиностроительной отрасли.
Создать, прежде чем запрещать
Министр транспорта Российской Федерации Максим Соклов считает, что данное постановление преждевременно. «Производство дорожной техники, – говорит он, – еще недостаточно развито в российском автопроме. Я согласен с тем, что нам совместно с Минпромторгом следует заняться импортозамещением и в этой отрасли. Но абсолютно уверен, что запрещать использование на дорожно-строительных работах импортную технику одномоментно нельзя. В настоящий момент в России не выпускают аналогов такой техники, с которой мы привыкли работать в последние годы и благодаря которой строим дороги мирового качества».
По его мнению, сначала следует создать необходимые экономические условия для масштабного замещения импортной техники отечественной. И уже после этого запрещать ее использование. В ближайшее время Минтранс совместно с Минторгом займутся стимулированием производителей, пообещал чиновник.
Руководитель ФДА «Росавтодор» Роман Старовой отметил, что подобные решения необходимо принимать взвешенно и обдуманно. «В России производятся отдельные виды дорожной техники, – пояснил он. – Однако
есть такое оборудование, например: краны большой грузоподъемности, сваебойная техника, проходческие щиты, которых у нас нет.
Оперативно наладить их производство в России будет проблематично. Кроме того, подрядчики уже закупили иностранную технику для реализации предыдущих больших строек: развития транспортной инфраструктуры в Сочи к Олимпиаде, в Казани к универсиаде, во Владивостоке к форуму АТЭС. Мне кажется, ее использование при строительстве новых объектов вполне оправданно. Если все же выставят требование выполнять работы в рамках госконтрактов исключительно отечественной техникой, то это будет невыполнимо. Мне кажется разумным и приемлемым требование не ввозить импортную технику, а все, что было приобретено раньше, пусть работает на благо всех нас».
Как дополнил, в свою очередь, советник руководителя ФДА «Росавтодор» Вячеслав Петушенко, конечно, если это постановление примут, будут проблемы. «Но надеюсь, что на сокращение дорожно-строительных работ это все же не повлияет. Так как ограничение планируют вводить постепенно, сначала 10% и только к 2021 году 50% техники должно быть отечественной. Более того, я вижу один положительный момент: наши производители наконец задумаются о производстве дорожно-строительной техники».
Со своей стороны, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Андрей Травников считает, что механизм реализации этой идеи еще нужно обсуждать. «Нельзя допустить полного ухода импортных производителей из России, – говорит он, – потому что рынок государственного и муниципального заказов достаточно велик. И наличие конкуренции, наличие импортных подрядчиков – это стимул для развития наших отечественных компаний. Задача в том, чтобы подтянуть наших производителей по уровню качества работ и продукции к международным стандартам. Мы заинтересованы в том, чтобы российские производители перенимали инновации у зарубежных коллег. Поэтому огульный запрет скорее навредит, нежели поможет. Если будет реализован разумный подход и кроме заградительных и ограничительных мер будут использоваться меры стимулирования, например, тех подрядчиков, которые переходят на отечественную технику, то ничего страшного не произойдет». Он также сообщил, что окончательное решение будет принимать правительство Российской Федерации, поэтому пока беспокоиться не о чем.
Подрядчики обеспокоены
Более категоричны в оценках этой инициативы Минпромторга непосредственные исполнители работ – те, кто строит дороги и отвечает за качество и срок их службы. К примеру, генеральный директор ЗАО «АБЗ-Дорстрой» Леонид Гиндин сообщил, что 90% от общего количества дорожно-строительной техники компании импортного производства. Оставшиеся 10% – это вспомогательное оборудование, такое, например, как щетки-погрузчики, сделанные в Белоруссии. По его информации, фрезы, катки, экскаваторы, бульдозеры, укладчики либо совсем не производятся в пределах Таможенного союза, либо ненадежны и не имеют соответствующего сервисного обслуживания.
«В условиях, когда заказчик требует высокого качества работ, компании, которые несут перед ним гарантийные обязательства и обеспечивают выполнение контракта дорогостоящими банковскими гарантиями, вынуждены использовать импортную технику. Так как она высокопроизводительна, надежна и обеспечивает отличное качество конечного продукта, – говорит Леонид Гиндин. – Отечественная же дорожно-строительная техника зачастую не только уступает импортной по всем параметрам, но и часто выходит из строя, что не позволяет соблюдать сроки работ, не говоря уже о надлежащем качестве». По его словам,
учитывая, что запрет на приобретение импортной техники госзаказчикам действует уже год, в ближайшие два-три года следует ожидать серьезных проблем с обновлением парка.
Генеральный директор ЗАО «ВАД» Валерий АБРАМОВ высказался коротко и емко: «Если не будет импортной техники, то и качественных дорог не будет. Будут советские дороги». В настоящее время у компании 1500 единиц дорожно-транспортной техники, и вся она импортная. «У нас на строительстве дорог работает в основном техника ведущих европейских производителей. Это связано в первую очередь с тем, что наши производители не дотягивают до такого уровня, – добавил главный инженер компании «ВАД» Валерий Борисенко. – Импортная техника на порядок лучше: у нее и производительность выше, и надежность, и качество построенной с ее помощью дороги намного выше. Кроме того, следует учитывать, что в стране производят дорожно-строительной техники ничтожно мало». По его мнению, техника, приобретенная до введения санкций, не должна учитываться, а все то, что будет приобретаться впредь, можно уже делить на доли.
Немного своего
Впрочем, инициатива Минпромторга позволит обратить внимание дорожно-строительного бизнеса на продукцию отечественных производителей. «Мы уже четыре года занимаемся импортозамещением, – отметил директор по продажам компании «РМ-Терекс» Владимир Ицков, представляя министру транспорта образцы техники, демонстрируемой в рамках финала I Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди водителей дорожной техники. – Машины, которые собраны на российском предприятии, по своим техническим возможностям, дизайну соответствуют лучшим мировым стандартам. В четыре наших завода – «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», Заволжский завод гусеничных тягачей – мы вложили более миллиарда рублей на перевооружение и модернизацию производства и внедрение международной системы качества продукции».
По его словам, более 50% компонентов в технике, производимой компанией («РМ-Терекс» – совместное предприятие российской корпорации «Русские машины» и многоотраслевого мирового производителя Terex Corporation, входит в состав машиностроительного сектора «Базового Элемента». – Прим. ред.), отечественные.
«Во-первых, наш инжиниринг, а это важно, – поясняет директор по продажам. – Во-вторых, двигатель, металлоконструкции, сборка, покраска, гидравлика тоже свои. Импортная только электроника. Мы понимаем, что это главное для такой техники, но, к сожалению, в России пока не существует аналогов установленных на нашей дорожно-строительной технике программ. Мы закупаем их в Германии. А в остальном локализовали практически все. Хотелось бы, чтобы дорожники оценили нашу технику. Это абсолютно новая линейка. Мы ушли от бюджет-класса в более высокую категорию машин. Если сравнивать с нашими конкурентами из-за границы, то у нас на 40–50%, по грейдерам и в 3–4 раза, дешевле. А по качеству техника сопоставима с европейскими аналогами».
Максим Соколов предложил подключить Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) к закупке представленного на выставке оборудования: тяжелых автогрейдеров, которых в России раньше вообще не выпускали, а теперь производят на «Брянском арсенале», экскаваторов-погрузчиков, фронтальных погрузчиков, гусеничных снегоболотоходов и последней разработки — колесных экскаваторов, соответствующих всем требованиям российских дорожников и коммунальщиков.
Компания «Коминвест-АКМТ» ранее занималась продажами импортной техники, теперь она имеет не только сервисный центр по ее обслуживанию, но и собственное производство. Член совета директоров ЗАО «Коминвест-АКМТ», заместитель генерального директора по продажам и развитию регионов Вадим Ганин рассказал, что изначально стратегия компании заключалась в том, чтобы зайти на европейские заводы, скопировать технологию и перенести ее в Россию. «Но выяснилось, что этого недостаточно, нужны лицензионные чертежи, без этого даже внешне вроде бы одинаковая техника не работает, – пояснил он. – Поэтому и купили финский завод целиком с оборудованием и чертежами. Сейчас локализуем его здесь, в Тосно».
Безусловно, отечественные производители нуждаются в протекционизме и поддержке со стороны государства, и с этой точки зрения инициатива Минпроторга логична и обоснована. Однако любые запреты и ограничения должны вводиться взвешенно, чтобы обеспечить баланс интересов производителей и потребителей..
«Если не будет импортной техники, то и качественных дорог не будет»
Нет комментариев